Главная » fabulae draconis » История вторая: «…с ума сводила, в бой звала и сердце пополам рвала».

История вторая: «…с ума сводила, в бой звала и сердце пополам рвала».

dragonandknight— Чуть не забыл!.. — дракон со звоном хлопнул себя по лбу стреловидным хвостом, плашмя. — Дама!

Рыцарь, только успевший порадоваться, что начинает что-то понимать, едва не выронил ремень, в который втирал масло.

— Что — дама?
— Дама нужна, — пояснил дракон. — У тебя есть?
— Девушка, в смысле? — осторожно спросил рыцарь.
— Ну, девушка, дама… как угодно. Есть?

Рыцарь опустил голову, улыбнулся, потом помрачнел.

— У меня довольно сложная личная жизнь… Просто девушка, с которой мы…

Дракон протестующе поднял лапу.

— Твоя личная жизнь — это твоя личная жизнь. И это не моё дело. Меня волнует сюжет, а по сюжету положена дама. Куртуазный канон, иначе нельзя.

Налетел ветер, сквозная лиственная тень метнулась по земле, добавила узора чешуе дракона, потекли стремительно разноцветные плоскодонные облака — рыцарь посмотрел на доспехи, разложенные для чистки, на коня, бродящего по брюхо в яркой траве у подножья холма, на лазурь и золото герба, сверкающего на щите, прислонённом к стволу старой липы… и вздохнул:

— Рассказывай, что там, в каноне.
— Там есть варианты, — радостно начал дракон. — Можно по Гавану, можно по Парцифалю, можно по Ланселоту, можно…
— Стоп-стоп-стоп! — замотал головой рыцарь. — Для тупых, пожалуйста. Для неграмотных.

Дракон издал странный звук, что-то среднее между кашлем и фырканьем, дунул сизым дымком себе за плечо, и очень серьёзно начал:

— Женский персонаж, так называемая «дама», в куртуазном каноне представлен тремя основными разновидностями: собственно дама, пастушка и волшебница. Вариант Гавана — это пастушки. Они не обязательно пасут скот, просто их принято так называть, дань традиции. С ними проще всего: подвёз, поболтал… в общем, пастурелла как таковая.

Рыцарь задумался о том, какую часть его жизни составляет пастурелла как таковая. Выходило, что немалую.

— Но, — продолжал дракон, назидательно подняв кончик хвоста. — У пастушек бывают братья с дрекольем, это тоже надо учитывать. И, — тут он чуть понизил голос, — пастушки — это не для главного героя.
— Почему? — искренне удивился рыцарь.
— Развития нет, — грустно ответил дракон. — Эволюции. Уровень не тот.

Рыцарь набрал воздуху, чтобы возразить, но почему-то промолчал. Где-то за деревьями послышалось мычание и глухое звяканье коровьего ботала.

— Далее, — махнул лапой дракон, — идут собственно дамы. Они подразделяются на замужних, вдов и девиц. Все три варианта приемлемы, но в куртуазном каноне чаще встречается первый, причём замужем дама, как правило, за сюзереном героя — это и есть вариант Ланселота… ну, основной вариант… а также Тристана, трубадуров и так далее. Вариант Парцифаля — девица, на которой герой женится и живёт примерным браком. Ещё есть вариант Ивэйна — убить мужа и жениться на вдове, но это несколько экстремально для новичка.

Вот тут рыцарь был почти готов согласиться, но почему-то опять промолчал.

— Существует и так называемая «триада Кретьена де Труа», — каким-то непривычным голосом произнёс дракон, и глаза его налились ртутным блеском. — Рассматривая куртуазный канон сквозь призму этической позиции, Кретьен предлагает неожиданную трансформацию…

— Эй, — испуганно перебил рыцарь. — Ты чего?

Дракон вздрогнул и осёкся.

— Извини. Забылся. Так, о чём я? Волшебницы. Но это сложная схема, тут роль героя несколько пассивна, поскольку мы имеем дело с вариантом формулы «попадание во власть»… в общем, решай сам.

Рыцарь наконец отложил ремень и промасленную тряпку, сел на траву, задумчиво осмотрелся. Сорвал голубой цветок цикория, покрутил его в пальцах и спросил:

— Надо прямо сейчас решать?
— Как хочешь, — пожал плечами дракон. — Можно вывести даму в экспозиции, можно — по мере развития сюжета.
— Да это-то я понимаю…

Рыцарь замялся, но потом всё-таки собрался с духом и выговорил:

— Я не очень понимаю, как её выбирать.

Дракон снова то ли фыркнул, то ли кашлянул, длинно сплюнул огнём в ручеёк и покачал головой.

— Выбирать? Ты с ума сошёл — «выбирать»? Кто же выбирает-то… Она сама появится.
— Когда? — севшим голосом отозвался рыцарь.
— Во дура-ааак.., — почти восхищённо протянул дракон. — Поймёшь. Этот момент ты не пропустишь, поверь. Это — своего рода кульминация.
— Тогда зачем ты мне голову морочил?! — рявкнул рыцарь. — «Вариант Ланселота», «пастурелла как таковая», «триаааа-ааада»… Звероящер!..
— Ну, ты же должен себе представлять особенности жанра, — без тени смущения ответил дракон.

Дело в том, что, как и все драконы, он был немного занудой — и формалистом.

©Екатерина Ракитина, 2008.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s